Мобильное лазерное сканирование как метод топографической съемки
Одним из наиболее высокотехнологичных методов топографической съемки является мобильное лазерное сканирование (МЛС).
Между мобильным и наземным лазерным сканированием, применяемым не только в топографической съемке, но и в других смежных отраслях, есть много общего. Основным отличием мобильного сканирования от наземного, является способ проведения съемки. Для МЛС сканирования используется прибор, устанавливаемый на транспортное средство. Сканирование ведется со скоростью его движения, составляющей до нескольких десятков км/час.
Мобильную сканирующую систему монтируют на различные транспортные средства, включая железнодорожные платформы, морские суда и обычные автомобили. Съемка выполняется по всей траектории движения, охватывая сотни километров по всем направлениям. Скорость движения транспортного средства и расстояние до снимаемого объекта влияет на плотность точек, которая в расчете на один квадратный метр может составлять их разное количество – он нескольких единиц до нескольких тысяч.
Поэтому метод получения данных с применением мобильного лазерного сканирования, по сравнению с другими методами съемки, является наиболее детальным и высокоточным. Детальность при 60 км/час составляет приблизительно 3 тысячи точек на 1 м.кв., абсолютная точность – первые сантиметры, относительная - 8 мм.
Производимая с применением МЛС топографическая съемка, стоимость работ с применением данной технологии ниже, чем при использовании классических методов. Следует отметить и другие преимущества данной системы:
- высокую мобильность (система может устанавливаться на разные виды транспорта);
- высочайший уровень безопасности при проведении топографической съемки на объектах повышенной опасности (на железной дороге, предприятиях химической промышленности, высоковольтных электростанциях);
- высокую производительность при сборе данных - около 300 погонных километров в течение дня.
Что представляет собой Технология МЛС
Мобильное лазерное сканирование стоит из двух основных блоков: измерительного, предполагающего лазерное сканирование объектов, и навигационного, осуществляющего «привязку» траектории, по которой движется сканер.
МЛС имеет достаточно широкую сферу применения:
На автомобильных и железных дорогах для:
- проведения исполнительной съемки;
- обнаружения дефектов дорожных покрытий;
- создания 3D моделей различных инфраструктурных объектов;
- ГИС,
- создания поперечных и продольных профилей;
- паспортизации дорог.
В архитектуре и градостроительстве для:
- 3D моделирования и ГИС архитектурных памятников и городских кварталов.
В нефтегазовой отрасли, металлургической и тяжелой промышленности для:
- проведения исполнительной съемки открытых разработок, промышленных предприятий, компрессорных подстанций;
- 3D моделирования;
- создания топографических планов.
В электроэнергетике для:
- 3D моделирования и создания топографических планов ТЭЦ, ГЭС, ОРУ, ЛЭП и подстанций.
Мобильное лазерное сканирование выполняется и на ряде других объектов:
- в промышленной сфере;
- на путях водного сообщения;
- в метрополитене;
- в тоннелях, построенных для автомобильного и железнодорожного транспорта.
Мобильное сканирование может использоваться всюду, где задействованы транспортные средства. В случае полного отсутствия дорог и необходимости проведения съемки система может устанавливаться на вездеходы.
Лазерное сканирование с использованием транспорта может осуществляться как отдельный вид работ, так и в комплексе с топографической съемкой, выполняемой с применением классических геодезических методов, наземного или воздушного лазерного сканирования.